СурГУ: Программа развития
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет поступающего

Программа развития Политехнического института до 2021 года

 

Миссия Политехнического института (ПИ) — выполнение задач, поставленных Президентом РФ по формированию инженерного корпуса в ответ на технологический вызов, стоящий перед страной, связанный с интенсивной диверсификацией экономики России. Для этого необходимы высококвалифицированные инженерные кадры, вооруженные современным оборудованием и техникой, вычислительными и информационными технологиями, способные к созданию и использованию фундаментальных технологических решений, которые позволят адекватно ответить на данный вызов. Это инновационный подход, который требует от СурГУ, как крупного образовательного центра, масштабной научной, технологической, производственной и образовательной кооперации, включающей в себя флагманов отечественной науки, высоких технологий и системообразующего производства.

 

Основные целевые ориентиры:

 

Развитие ПИ до 2021 года подчинено реализации основных положений, мероприятий и достижения целевых ориентиров, определяемых следующими документами:

 

— Распоряжением Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития  образования на 2016–2020 годы» от 29.12.2014 г. № 2765-р;

 

— Распоряжением Правительства ХМАО — Югры «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года» от 20 июня 2007 г. № 237-рп;

 

— Распоряжением Правительства ХМАО — Югры «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года и на период до 2030 года» от 22 марта 2013 г., 101-рп;

 

— Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ г. Сургут на период до 2030 года, принятой на заседании Думы 28 мая 2015 года № 718-V ДГ;

 

— Распоряжением Правительства ХМАО — Югры «О Концепции инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте и плане мероприятий («дорожной карте») создания инфраструктуры инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте» от 10 июля 2015 г. № 386-рп;

 

 — Программой развития БУ ВО «Сургутский государственный университет» на 2016–2020 гг. и на период до 2025 г, принятой 21.04.2016 г.

 

Стратегическая цель программы развития Политехнического института

 

Стратегическая цель Политехнического института — решение задачи непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров с высшим образованием для социально-экономических нужд России, региона и города — соответствует принятым долгосрочным программам.

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития.

 

Согласно Концепции «2020» стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития России является достижение уровня экономического и социального развития нашей страны (ее регионов), как ведущей мировой державы XXI века, входящей в пятерку стран-лидеров мирового рынка. Это, в частности, означает, что к 2020 г. основные показатели отечественных компаний реального сектора экономики России и, прежде всего, ее нефтегазовой отрасли, такие как выработка продукции на одного работника, средняя заработная плата, число рабочих мест, контролируемая доля мирового рынка, должны быть соизмеримы с аналогичными показателями компаний-лидеров мирового рынка.

 

На заседании Совета по науке и технике при Президенте РФ в 2016 г. подчеркивалось: «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства».

 

В послании Президента России Федеральному собранию на 2017 г. много внимания было уделено развитию ТТ-индустрии, рассматриваемой как важнейший резерв роста российского несырьевого экспорта. За пять лет экспорт российских П-компаний вырос вдвое и достиг 7 миллиардов долларов в год (объём экспорта продукции ВПК — 14,5 миллиарда долларов). Технологическое развитие страны, соответствие уровня этого развития мировому и способность самостоятельно разрабатывать, развивать, применять во всех отраслях цифровые технологии — принципиальная позиция развития округа и всей страны. Предложено создать при высших учебных заведениях центры компетенции с целью обеспечить эффективное повсеместное использование цифровых технологий, во всех отраслях, а также способствовать созданию новых отраслей и рынков: «Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по IT-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики».

 

В перечне поручений Президента РФ Пр-1427 от 23.06.2014 г. предусмотрено расширение практики целевого обучения по образовательным программам высшего образования в области инженерного дела, технологии и технических наук. Правительству РФ поручено с учётом ранее данных поручений обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса: к 2020 году — не менее чем до 1770, к 2025 году — не менее чем до 3000, к 2030 году — не менее чем до 5070.

 

Таким образом, стратегически важной целью Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее Округ) до 2020 г. и в долгосрочной перспективе является обеспечение притока в его экономику стабильных финансовых ресурсов, достаточных для решения социально-экономических проблем региона не только за счет деятельности и инновационного развития нефтегазовой отрасли, благоприятной конъюнктуры на мировом рынке углеводородов и продуктов их переработки, но и диверсификации структуры производства.

 

В соответствии с перспективными направлениями развития ХМАО, приоритетными направлениями развития Политехнического института СурГУ являются следующие:

— становление кадрового потенциала в Ханты-Мансийском округе;

 

— развитие университетского образования;

 

— укрепление связей с системообразующими предприятиями региона на основе создания совместных высокотехнологичных подразделений Университет–Предприятие при непосредственном сотрудничестве с лидерами отечественного высокотехнологичного производства и науки.

 

Стратегия развития, реализуемая Политехническим институтом СурГУ, основана на создании совместных научно-инновационных и образовательных центров, как с Российской академией наук, институтами РАН и высокотехнологичными отраслями промышленности, так и с Агентством стратегических инициатив и Инновационным центром «Сколково». Ее реализация основывается на двух документах, подписанных в декабре 2013 г. губернатором ХМАО Н. В. Комаровой и президентом РАН В. Е. Фортовым: Соглашение между Правительством ХМАО и Российской академией наук о научно-техническом сотрудничестве и Соглашение между Правительством ХМАО и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» о проведении совместных региональных конкурсов проектов фундаментальных исследований.

 

Развитие структуры Политехнического института

 

Для успешного решения стратегических задач развития Политехнического института нужны структурные изменения, которые затрагивают:

 

1. Связь с реальным сектором экономики региона на основе развития системы базовых кафедр и открытия подготовки по новым актуальным образовательным программам.

 

2. Выстраивание образовательного процесса в соответствии со структурой научных и производственных связей с системообразующими университетами РФ и предприятиями ХМАО — Югры.

 

З. Развитие инфраструктуры высокотехнологичных направлений на базе МИГ с созданием рабочих мест для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Политехнического института.

 

4. Формирование межинститутских структур в области медицинской физики, вычислительных, моделирующих и ТТ-технологий.

 

5. Создание непрерывной линии образовательной подготовки кадров от школы до производства и профессиональной переподготовки востребованных экономикой Округа кадров. АиКС.

 

6. Достижение к 2021 г. показателей публикационной активности и структуры кадрового состава ППС и научных подразделений, соответствующих требованиям к опорному вузу.

 

Процессы этих изменений должны обеспечиваться постоянным повышением качества образования профессорско-преподавательских и научных кадров, совершенствованием финансовых и материальных механизмов ведения совместных исследований, в том числе междисциплинарных, перспективными, долгосрочными научными заделами. Это возможно только при нарастающем обновлении материально-технической базы учебных и научных подразделений, создании условий для закрепления молодых кадров и приглашения ведущих ученых страны.