СурГУ: О жизни, спорте и науке с почетным профессором СурГУ Владимиром Вишневским
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет поступающего

О жизни, спорте и науке с почетным профессором СурГУ Владимиром Вишневским

Доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры Института гуманитарного образования и спорта Сургутского госуниверситета Владимир Вишневский в курсе самых современных достижений в таких областях науки, как физическая культура и спорт, педагогика, психология и даже математика и медицина! Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Диалог о становлении ученого, педагога, наставника длился более четырех часов (это рекорд в моей журналистской практике. – Прим. авт.). Его путь в науку был тернист и труден. Сфера научных интересов прирожденного исследователя-максималиста многогранна. Настойчивое стремление докопаться до истины, как бы сложно порой ни было, и сегодня восхищает его коллег и ведущих академиков страны! Однако обо всем по порядку!


Владимир Антонович родом из Северного Казахстана: «Я и младшая сестра Галина, она по профессии фармаколог, выросли в трудовой семье. Отец, Антон Павлович, – фронтовик. В Кокчетаве он был экспедитором – распределял сельхозтехнику и оборудование для освоения целинных земель. У мамы, Лидии Павловны, было 9 классов образования, она работала в системе общепита».


В школьные годы из-за небольшого роста и лишнего веса мальчишка не подавал больших надежд в спорте. Однажды он решил взяться за себя, восстановить обмен веществ и улучшить свою физическую подготовку. Год системных тренировок дал свои плоды: за парту сел высокий, подтянутый парень. «В 8 классе я сильно похудел и подрос на 20 сантиметров! С тех пор моя программа развития кардинально перестроилась. К 10 классу единственным увлечением у меня было – занятие спортом. Защищал честь района на областных соревнованиях по военному многоборью, в лыжных гонках и не раз становился победителем», – с особой ностальгией он говорит о своих первых спортивных результатах.


Школу Вишневский окончил с серебряной медалью. Как выяснилось, изначально он поступал на металлургический факультет Политехнического института, сдав два вступительных экзамена, понял, что это совсем не его призвание. Вернулся к родителям и начал трудовой путь учителем начальных классов, параллельно с этим продолжал выступать на различных соревнованиях. Высшее образование по специальности «физическое воспитание» получил в Петропавловском педагогическом институте: «Там я познакомился со своим другом Виктором Григорьевым (Виктор Афанасьевич – кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Института гуманитарного образования и спорта СурГУ. В 2014 году за значительный вклад в развитие физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования, подготовку олимпийских чемпионов награжден высшей наградой крупнейшего университета Югры – нагрудным знаком покровителей Сургутского госуниверситета – святых Кирилла и Мефодия. Виктор Григорьев – единственный в автономном округе эксперт, имеющий лицензию технического делегата международной федерации лыжного спорта (FIS), судья международной категории по биатлону. – Прим. авт.). Мы оба лыжники, выступали в одной команде, плюс занимались легкой атлетикой. Учился в институте без четверок, даже был ленинским стипендиатом! Кроме того, возглавлял научное студенческое общество. Наукой меня увлек биолог Эдуард Наумович Вайнер. После окончания вуза мне предлагали остаться на кафедре. Но судьба сложилась иначе, я ушел в армию. В детстве отец хотел научить меня играть на баяне, но мне это не нравилось, а вот на трубе – другое дело! Однажды в учебке пришли отбирать тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах. И меня отобрали в часть высшей категории по специальностям, связистом на радиостанцию Р18 (г. Улан-Удэ). Отец все время играл на трубе в духовом оркестре. У меня в кабинете перед его фото лежит серебряный корнет 1920 года, который прошел с ним всю Великую Отечественную войну. Отец считал, что его эта труба в какой-то мере спасла. Когда война закончилась, вся Европа была заминирована. Начали формировать части по разминированию территорий. При этом много ребят погибло… Отец тоже был в списках тех, кто должен был отправиться на разминирование. Однако командир распорядился, чтобы оркестрантов не трогали, так как по случаю Великой Победы будет много торжественных мероприятий. В один прекрасный день меня вызвали на соревнования по дзюдо. Я понял, что таким образом мои товарищи решили определить меня в спортивную роту. Выиграв Первенство дивизии, я оказался в спортивной роте. Завершил службу в звании лейтенанта».


Немного о семье. С супругой Надеждой они с 1 класса вместе! Секрета счастливого брака, по словам нашего собеседника, нет: «Наверно, это от Бога! Учились в одном классе. Она тоже спортсменка, вместе на соревнования ездили. Мы близкие по духу и взглядам на жизнь люди. Нам даже не надо много разговаривать: в глаза друг другу посмотрели – и нам все понятно. Это большая удача, что такой человек на моем жизненном пути появился. Всегда стараюсь помогать жене по хозяйству. А вот готовить не люблю, единственное мое коронное и беспроигрышное блюдо на 8 Марта – это борщ! (смеется) Мы вырастили детей, внуков и даже правнучка Каролина у нас уже есть! У сына Олега, и у дочери Алёны по три ребенка. Олег живет в Новосибирске, а Алёна – в Подмосковье.


Из педагога – в медицину!


Иногда кажется, что у нас все идет наперекосяк, но это не так. Это новый опыт, новые возможности. Только так и непременно с оптимизмом говорит о своей богатой на события жизни Владимир Вишневский. Под руководством кандидата биологических наук Эдуарда Вайнера он работал стажером-исследователем во Владимирском педагогическом институте, где научную деятельность в области кранио-церебральной гипертермии вел доктор биологических наук, профессор Леонид Иванович Мурский.


– Вайнер занимался гипотермией: при охлаждении человека обмен веществ падает, при низкой температуре мозг не погибает, так выполняется операция на сухом сердце. Для меня это было совершенно новое направление, физиологию и анатомию проходил, но все равно я же не медик! Мурский предложил мне изучить кислородный режим органов в разных условиях центральной гипертермии. Началась моя эпопея! Моя задача заключалась в том, чтобы поставить в соответствующий орган электрод. Стали проводиться исследования на собаках, я изучил: головной мозг, сердце, почки, печень, селезенку и скелетные мышцы. В эти шесть органов мне надо было установить электроды. Трепанировать череп, понять, как туда вставить электрод. Каждый опыт выполнялся под общим наркозом, охлаждение делалось тоже долго. Я потом думал: как я во всем этом разобрался, ведь меня никто этому не учил! А методики не было, мне ее поручили разработать. Я ездил в Москву в Институт мозга. Но методикой со мной никто не поделился… Четыре месяца с 8 утра и до 23 ночи занимался исследованием, в экстремальной ситуации человек начинает мобилизовать все свои ресурсы. Как только запустил методику – стал нужен! Всем необходим кислородный режим. За два года собрал материал для кандидатской диссертации «Состояние регионального кровообращения в условиях кранио-церебральной гипертермии», которую успешно защитил в Саратовском медицинском институте в 1976 году, даже без предзащиты!


«В душе я – исследователь!»


– После защиты кандидатской диссертации заведовал кафедрой, был деканом факультета. В душе я – исследователь! Во Владимирском педагогическом институте открыл лабораторию. Виктор Афанасьевич Григорьев тоже помогал мне обустраивать лабораторию. На стене из керамзита мы выкладывали мозаику. В этом институте гипертермией никто не занимался, я это делал один. Я человек добросовестный, халтурить не привык. Отработав деканом, шел в лабораторию, каждый опыт длился от 8 до 10 часов. Дети и жена приносили мне еду. Мою методику до сих пор используют. Не так давно прошел симпозиум, где говорили о том, как сделать безопасным спорт, в том числе и для здоровья. Наиболее частая проблема – сотрясение мозга спортсмена, в результате чего резко повышается температура тех участков, где произошло это воздействие. А при высокой температуре все патологические процессы происходят очень быстро. Следовательно, надо снизить температуру мозга и не дать им активно развиваться. Эту методику регулярно используют в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Е. Н. Мешалкина (г. Новосибирск). Хирурги проводят операции под охлаждением организма и с искусственным кровообращением.


В Югру наш герой перебрался после распада СССР, вслед за другом – Виктором Григорьевым. Для обоих Сургутский госуниверситет стал вторым домом, здесь они смогли в полной мере реализовать себя и свой потенциал. Студентам кандидат педагогических наук преподает целый ряд дисциплин, среди которых: индивидуальные физкультурно-оздоровительные и тренировочные программы в адаптивной физической культуре (магистратура); физкультурно-оздоровительные технологии в фитнесе и инклюзивном образовании (магистратура); спортивная физиология; спортивная медицина; формирование культуры здоровья; адаптация к физическим нагрузкам в спорте; комплексный контроль в физической культуре и спорте; формирование культуры здорового образа жизни; физкультурно-оздоровительные технологии в образовании; адаптация к физическим нагрузкам в адаптивной физической культуре; основы проектной деятельности; научно-исследовательская деятельность: изучение и разработка вопросов, связанных с физкультурно-оздоровительными технологиями в образовательных учреждениях различного типа. Среди его учеников немало именитых спортсменов России, успехами спортивной карьеры которых гордится почетный работник высшей школы. Один из них – Александр Легков. Выпускник СурГУ участвовал в Олимпийских играх в Турине и Ванкувере. На Играх 2014 года в Сочи завоевал золотую медаль в марафоне (50 км) и серебряную – в эстафете.


В 2019 году Владимир Вишневский удостоен звания «Почетный профессор СурГУ»: «СурГУ – это 30 лет моей трудовой жизни как преподавателя Института гуманитарного образования и спорта!»


Расскажите о своих последних научных исследованиях:

– В числе моих научных трудов пять монографий! В частности, из новых методик, разработанных нами, – тренировка по замкнутому циклу мощности. Представьте себе, что вы садитесь на велоэргометр и сначала нагрузка по минуте у вас 5 ступенек поднимается вверх, а потом с такой же интенсивностью снижается вниз. В ходе этой работы, регистрируя физиологические показатели, нами разработана специальная система. Расчеты выполняет компьютерная программа, которую мы подготовили совместно с сыном, он же у меня программист. Когда нагрузка повышается, то организм начинает, чтобы приспособиться к ней, использовать свои функциональные резервы, в результате нарастает утомление. Мы разработали способ определения скорости нарастания утомления, а потом, когда она начинает снижаться вниз, мы можем рассчитать скорость восстановления организма и по площади этой петли, которая образуется во время подъема и спуска, можем посчитать общие затраты организма на работу и уровень его экономичности. Эту первоначальную пробу мы довели до тренировки. На основе этой пробы стали развивать функциональные возможности человека, используя разное количество серий. Длина серия длится 9 минут. Стали повторять две серии, три, сейчас уже до шести довели! У нас есть оборудование COSMED 5, которое позволяет регистрировать целый комплекс показателей организма непосредственно во время мышечной деятельности испытуемого: потребление кислорода, выделение углекислого газа, дыхательный коэффициент и др. Механизмы, происходящие с организмом в результате такой переменной тренировки, не описаны. Мы их изучили и выяснили: несмотря на то, что нагрузка постоянно идет то вверх, то вниз, словно по горам, показатель дыхательного коэффициента указывает на то, что самый эффективный порог тренировки (метод развития) находится на уровне анаэробного обмена. Хотя эта работа носит переменный характер, этот коэффициент в первой серии выходит на стабильный уровень и дальше держится. Мы довели работу уже до 57 минут, практически до часу, и этот порог не снижается. Более того, внедрили технологию такой тренировки для велоэргометра и тредмила (тредмил – это беговая дорожка. – Прим. авт.). В частности, предложили методику правильного подбора исходной мощности, а также дозирования нагрузки. Самое интересное, что в результате такой нагрузки не происходит перегрузки сердца! За счет спуска и подъема идет восстановление организма. У нас есть ряд публикаций в научных изданиях, в том числе в журнале «Теория и практика физической культуры».


Вы говорите: «мы», «нами»! Кто же входит в исследовательскую команду?


– У меня нет разделения моя работа или же обучающихся. Они должны развиваться вместе с научным руководителем, быть на том же уровне. Начиная от идеи и обозначения проблем, работаю вместе со своими студентами и магистрантами. Недавно мы разработали мотивационно-ценностный подход к формированию навыков здорового образа жизни. Сохранение здоровья нации – главная задача любого государства! А ведь основа этого на 50 % – здоровый образ жизни! И это надо делать в системе!


Какой совет Вы дадите нашим читателям для поддержания своего здоровья?


– Конечно, физические форму необходимо укреплять системно. Здоровый образ жизни, то есть физическая активность и правильное питание, помогут сделать нашу жизнь в любом возрасте полноценной и активной. Совершенно неправильно говорить о том, что надо любить себя таким, какой ты есть, мое тело – мое дело! Здоровье можно сохранить только ежедневными тренировками!


Автор: Дарья Вейраух