16
ноября
2020
год
Лучшие практики инноваций в российских и международных университетах
Это ключевая тема онлайн-конференции, а ее главная цель – распространение лучших практик и инструментов развития университетов и научных организаций в соответствии с национальными целями развития России.
Научное мероприятие прошло с 9 по 12 ноября, организаторами которой выступили Сургутский госуниверситет и компания WINbd. Участниками же стали более тысячи человек из 16 стран, среди которых: Россия, Армения, Германия, Грузия, Китай, Перу, США, Уругвай, Черногория и другие.
Первый день был посвящен международным практикам управления проектами в университетах. Эксперты из Китая, США, Германии, Перу, Чили, Уругвая, Хорватии поделились опытом внедрения проектного подхода, введения программы обучения по проектному менеджменту для студентов, а также презентовали и объявили старт работы специальной группы для развития профессионального управления проектами в университетах мира: IPMA SIG: Smarter U. Присоединиться к специальной группе можно по ссылке: winbd.ru/news/smarter-u-sig
Во второй день конференции на повестке были российские практики управления проектами. Как эффективно внедрить проектный подход в университеты, как обучать проектному менеджменту и подготовить специалистов, обладающих набором ключевых качеств, необходимых для разработки и эффективной реализации проекта, рассказали финалисты конкурса «Проектный Олимп» в номинации «Управление проектами в сфере высшего образования и науки». Подробнее о конкурсе на: olimp.ac.gov.ru
К примеру, муниципалитеты и исполнительные органы государственной власти Югры – это проектный офис города Когалым, администрация Сургутского района и департамент промышленности округа, уже становились победителями и призерами данного конкурса. Они получили не только награды, но и колоссальный опыт: «Сегодня перед нами стоят серьезные вызовы ответы, на которые лежат в сфере нового сотрудничества и объединения бизнеса, прикладной фундаментальной науки и образования для решения общих задач. А для этого необходимо применять проектное управление как инструмент, способный помочь реализовать задуманное», – уверен директор Департамента проектного управления Югры Данил Голубев.
Проектное управление активно развивается и в Сургутском госуниверситете.
- Государство нацеливает научно-педагогические коллективы вузов и их руководство на инновационную деятельность высшей школы по всем направлениям ее деятельности. Многочисленные исследования в области реализации управления инновациями показывают, что одним из наиболее эффективных способов управления является проектный подход. Все лучшие практики наработаны благодаря сформированной в университетах и научных организациях культуре проектного управления, которая во многом зависит от человека, сплоченной команды. Я уверен, что плодотворность идей и богатство фактов, которые будут озвучены и проанализированы во время конференции, станут импульсом для дальнейшего развития управления проектами в вузах и станут основой для ответа на важнейшие вопросы, – подчеркнул ректор СурГУ Сергей Косенок.
Валерия Безуевская, проректор по развитию СурГУ, акцентировала внимание слушателей на том, что СурГУ сегодня должен выполнять функцию регионального опорного университета, стратегическая цель которого – системное преобразование университета в эффективный и коммерчески успешный центр по решению задач устойчивого технологического и социально-экономического развития региона. А чтобы избавиться от консервации образовательной и научной деятельности и вовлечь персонал в перспективные для вуза проекты, сотрудники проходят обучение во всех возможных форматах, участвуют в стратегических и проектных сессиях. Проектом же этого года стала кадровая школа (подробнее: www.surgu.ru/ru/news/education/2020/6/2470-shkola-upravlentsev-surgu).
В ее основе шесть модулей, в которых задействованы более полусотни сотрудников. В процессе такого обучения формируется управленческий резерв, способный работать в формате проектного управления. Общими усилиями была разработана и новая целевая модель, и нормативное регулирование проектной деятельности, удалось вынести на ученый совет и новую политику в области качества, которая сегодня успешно воплощается в жизнь. А с помощью проектных сессий проинформировали коллектив о лучших практиках других университетов, мировых трендах, удалось преодолеть и определенные традиции в части консерватизма, самопозиционирования за счет привлечения сторонних партнеров. Таким образом, проектное управление стало для Сургутского госуниверситета приоритетным инструментом.
В третий день речь шла о технологиях и инструментах внедрения методов цифрового проектирования и цифрового моделирования в образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. К примеру, эксперты в области компьютерного инжиниринга, предоставляющие услуги компаниям реального сектора экономики, поделились опытом включения этой тематики в образование, а также сформировали портрет будущего специалиста в области компьютерного инжиниринга. Cпикеры подробно рассказали об онлайн-образовании на своих площадках и развитии цифровых компетенций.
- Будущее образования – это принципиально иной уровень персонализации, где другой формат обучения, который не перегружает выпускника, а наоборот, дает ему право выбора в соответствии с теми компетенциями и проектом, который он реализует. Это очень релевантно для традиционных, корпоративных университетов и технологического предпринимательства. Университет должен заниматься сложными проектами, наукоемкими старт-апами, с применением прорывных технологий, – говорит декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Антон Гопка.
А на вопрос можно ли сегодня обучить предпринимательству, спикер уверенно заявляет – можно! Для этого необходимо системное образование, стажировки, корпоративные образовательные программы, технологическая инфраструктура, производственные площадки и многое другое.
О сквозных компетенциях проектной деятельности, которые реализуются в СурГУ, рассказала начальник учебно-методического управления Елена Дубровская. К 2022 году в университете будет сформирована система для освоения компетенций проектной деятельности, решения практических задач внутренних заказчиков и индустриальных партнеров. Формирование сквозных компетенций проектной деятельности, по ее словам, обеспечивается за счет поэтапного прохождения студентами теоретического обучения и практической деятельности. На сегодняшний день курс по основам проектной деятельности изучили уже более 550 студентов, сформирована группа сертифицированных наставников из преподавателей и студентов, для студенческих команд регулярно проводятся проектные семинары и деловые игры по тимбилдингу. А в следующем году в рамках соглашения с Университетом ИТМО планируется запуск программы «Старт-ап как диплом» и проведение защиты выпускных квалификационных работ в виде потенциального бизнеса.
Конференция завершилась работой в секциях. Одни изучали вопросы выбора тематики научных исследований, проблемы привлечения молодых исследователей в научно-образовательные проекты вузов, мотивации к дальнейшей научно-исследовательской работе и защите диссертации. Другие – размышляли над тем, как подготовить профессионалов повышенного творческого потенциала, способных применять нестандартные решения в условиях постоянного меняющегося мира.
На сегодняшний день онлайн-обучение – это вынужденная мера взаимодействия образования и других сфер жизни. Это касается привлечения и обучения иностранных студентов и преподавателей на нашей территории, программ стажировок и обмена, организации подготовительных курсов, а также налаживания партнерских связей с российскими и зарубежными университетами. Это новые вызовы, к которым уже нужно быть готовым.
Видео-записи конференции доступны по ссылке: edcrunch.surgu.ru
Автор: Эльвира Галиханова