В СурГУ стартовал VI Международный Северный археологический конгресс

В СурГУ стартовал VI Международный Северный археологический конгресс

В Сургутском государственном университете торжественно открылся VI Международный Северный археологический конгресс. Его организаторы – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Институт истории и археологии УрО РАН, Сургутский государственный университет, Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт археологии РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Югра славится не только нефтью и газом, но и развитием гуманитарной науки. Только в этом году на территории Западной Сибири исследовано 14 археологических объектов. Государственной охране в регионе подлежат 7 365 объектов культурного наследия, 98 из них являются памятниками археологии.

Конгресс посвящен 300-летию Российской академии наук; 430-летию основания г. Сургута; 100-летию Сургутского района и 100-летию со дня рождения основоположника охранной археологии Югры Владимира Фёдоровича Генинга. Его программа сконцентрирована на основных этапах заселения Северной Евразии, ее культуре и общности в эпоху позднего каменного века, эпохи меди и бронзы, скифо-сарматской, а также в Средние века. Для участников организаторы подготовили пленарные сессии, круглые столы и восемь научных секций. В числе ключевых вопросов, вынесенных на широкое обсуждение общественности, прежде всего – академической, – сохранение археологического наследия и популяризация памятников археологии.

На пленарном заседании гостей и участников приветствовала заместитель губернатора Югры, председатель программного комитета Конгресса, Елена Шумакова. Елена Витальевна зачитала послание губернатора Югры Руслана Кухарука:

«Археология – наука, которая помогает понять неделимость прошлого и настоящего, дает представление об общих человеческих ценностях и мировой культуре. Это площадка для обмена опытом, новациями и мнениями среди ученых, исследователей… Уверен, что высокий научный уровень представленных докладов и сообщений, их актуальность будут иметь практическую значимость для развития фундаментальных и прикладных исследований как для автономного округа, так и для всего Севера Российской Федерации и Северной Евразии в целом. Наша с вами задача не только найти и сохранить памятники археологии, но и превратить их в общедоступные объекты, сберечь многообразие и самобытность историко-культурного наследия регионов страны. Желаю всем успешной и плодотворной работы!»

В своем выступлении Елена Шумакова с особой гордостью сказала о том, что в работе Конгресса участвуют представители восьми стран мира:

«Несмотря на все сложности, наука продолжает объединять людей вокруг ценностей знаний, единого исторического и культурного наследия. Наш регион – один из лидеров в Российской Федерации по выявлению и постановке на учет объектов культурного наследия. Это огромный труд коллектива ученых! Во многом эта работа дала старт нашему проекту "Академическая история Югры". Это первый и уникальный опыт в стране, когда регион создает свою академическую историю. Тем самым мы дали старт большому федеральному проекту, наша академическая история войдет в состав "Большой российской истории". В Сургуте сейчас создается инновационный проект ИНТЦ "ЮНИТИ ПАРК", одно из направлений деятельности которого – все, что касается Севера, Арктики. Именно Сургутский госуниверситет, в стенах которого мы работаем и будем работать все дни Конгресса, является главной научной площадкой по реализации этого масштабного проекта ИНТЦ. Я уверена, что этот гуманитарный вектор также будет востребован в работе ИНТЦ и будет продолжать объединять вокруг изучения истории Югры, истории России, создания национальной археологической службы огромное количество ученых из регионов страны и стран мира. Добро пожаловать в Югру!»

Во время пресс-подхода проректор по науке и технологиям СурГУ Роман Оствальд подчеркнул, что тематика Конгресса охватывает широкий спектр вопросов: от ранних этапов заселения Севера до современных вызовов в охране археологического наследия.

«Мы будем обсуждать не только исторические аспекты, но и актуальные проблемы. Круглые столы предоставят уникальную возможность обмена мнениями и идеями, что, безусловно, станет основой для будущих исследований и проектов», – прокомментировал Роман Вячеславович.

Одно из главных научных событий года объединило более 200 исследователей из 40 научных центров, представляющих Россию, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Венгрию, Польшу, Германию, Италию, Китай. Эксперты российских и международных научно-исследовательских центров, специалисты в области археологии, этнографии, истории, физической антропологии, палеоэкологии, музееведения, охраны памятников археологии и истории с 8 по 11 октября обсудят актуальные проблемы и достижения в сфере археологии, а также поделятся результатами своей работы.

Следить за событиями Конгресса можно в официальном телеграм-канале: t.me/arheocongress.

Справка:

Конгресс, который впервые проводится в Сургуте, является одним из крупнейших археологических форумов в России и за ее пределами. Инициатива его проведения связана с важными научными открытиями, изменяющими представления о северных культурах в контексте мировой истории. Ранее форум проходил в Ханты-Мансийске, его первый выпуск состоялся в 2002 году.

Подписывайся на наш Telegram-канал!

Лидеры науки