Международный археоконгресс в СурГУ: результаты и перспективы

Международный археоконгресс в СурГУ: результаты и перспективы

Прошедший в Сургутском госуниверситете VI Международный Северный археологический конгресс вновь подтвердил свой статус эффективной площадки для сотрудничества, обмена опытом и последними разработками, в том числе переосмысления феномена археологического знания в контексте сегодняшних ценностей и популяризации археологического наследия.

Проведение Конгресса на территории Югры неслучайно. Ведь наш округ остается одним из лидеров в России по количеству объектов археологического наследия: 7 365 объектов подлежат государственной охране, 98 из них – памятники археологии! Насыщенная программа масштабного события международного уровня включала пленарные сессии, научные секции, круглые столы, экскурсии, а также открытые показы археологических фильмов и видеороликов (например, про исследование Берёзовского городища археологами СурГУ, воссоздание крепости каменного века в Салыме). Гибридный формат (онлайн-трансляции выступлений экспертов и живые дискуссионные встречи) с переводом на английский язык позволили привлечь профессоров и спикеров, молодых ученых, которые не имели возможность посетить это уникальное мероприятие очно.

Среди множества тем и докладов, заявленных на восьми научных секциях, каждый гость и участник Конгресса мог найти то, что ему действительно интересно и полезно. Необходимо отметить высокий научный уровень выступлений спикеров, актуальность и практическую значимость их сообщений для развития фундаментальных и прикладных археологических исследований, повышения роли археологического наследия в контексте современного социокультурного развития.

На полях Конгресса представители ведущих российских и международных научно-исследовательских центров обменялись опытом и обсудили новейшие открытия и достижения в области археологии. Помимо насыщенной деловой программы, на выездных экскурсиях участники познакомились с уникальными памятниками археологии: урочищем «Барсова Гора» в поселке Барсово Сургутского района и достопримечательным местом регионального значения «Сырковый сор» в поселке Салым Нефтеюганского района. Кроме того, они посетили Сургутский краеведческий музей и мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история».

Разработка единой концепции охраны археологических памятников на основе анализа существующих проблем, популяризация археологического знания среди населения и особенно подрастающего поколения, в том числе музеефикация уже известных памятников археологии – такие предложения внесены в проект резолюции по итогам четырех дней интенсивной и продуктивной работы научного сообщества. Как видим, прошедший Конгресс в очередной раз внес большой вклад в укрепление межнациональных связей, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве, и все это ради общего дела – развития гуманитарной науки всех стран и народов.

Вот, что говорят о VI Международном Северном археологическом конгрессе его организаторы, почетные гости и молодые ученые:

Елена Шумакова, заместитель губернатора Югры:

«Те исследования, которые проводятся в Югре, те обсуждения, которые проходят на площадках Северного археологического конгресса, позволяют делать выводы о том, что культура Югры, культура России, культура Евразии имеют многовековые связи. И что очень важно – в этом году мы расширяем эту повестку: исследуем не только связи в контексте Евразийского континента, но и особый акцент делаем на связности истории развития народов Арктики».

Вячеслав Молодин, советник директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук:

«Сибирь богата различными этносами, народами, культурой, чтобы реконструировать эту историю, важны археологические исследования. Именно поэтому археология занимает в системе исторического образования, науки очень важную ветвь».

Ася Энговатова, заместитель директора по науке Института археологии Российской академии наук:

«Сохранение наследия в Югре – это такой отчасти эталон, как можно грамотно на этих территориях, с таким вниманием относиться к объектам археологического наследия».

Георгий Визгалов, ведущий научный сотрудник Центра югорской археологии и этнографии СурГУ подчеркнул, что Конгрессы проводятся там, где есть наука и технологии для решения приоритетных задач развития общества и страны в целом:

«В нашем Сургутском госуниверситете есть Центр югорской археологии и этнографии, который возглавляет заслуженный деятель науки Югры Олег Кардаш. Мы готовим студентов и формируем коллектив. Прошло два круглых стола, один из которых был посвящен настоящему и перспективам будущего археологической науки, второй – охране археологического наследия в условиях промышленного освоения Севера. Там мы подняли вопросы по дальнейшему становлению археологической науки в округе. Важно не только сохранять ее, но и развивать, реализовывать крупные проекты, а для этого необходимы целевые программы. В настоящее время научные работы в основном финансируются за счет грантов Российского научного фонда. Один из перспективных проектов, на наш взгляд, как целевой работы является историческая урбанистика, адаптация древнего человека к этим природным условиям. Эти знания можно использовать и сегодня, потому что Север был, есть и будет. Сургут по численности населения не уменьшается, как и другие города Югры. И тот опыт, который приобрело население еще с тысячелетий, адаптировавшись к этим условиям, сейчас тоже актуален, в том числе и с медицинской точки зрения».

Александр Кениг, археолог и этнограф, директор ООО «Научно-исследовательский, проектно-изыскательный этноархеологический центр»:

«Это большое и очень значимое мероприятие не только для нашего округа, города Сургута, но и вообще для страны и наших коллег из других стран».

Иван Фролов, аспирант кафедры истории России СурГУ, археолог НПО «Северная археология – 1»:

«На Конгрессе обсуждались многие актуальные вопросы развития археологии, подчеркнуто значение современных методов и более глубокая интеграция археологии как исторической науки с естественно-научными исследованиями. Эксперты говорили об использовании LIDAR-сканирования, более масштабного использования БПЛА, программное обеспечение постобработки данных полевого 3d-сканирования. В частности, о методах дендрохронологии, археозоологии, палеоботаники и других для реконструкции палеоклимата, хозяйствования, адаптаций, качества жизни людей прошлого по материалам археологических исследований. Наибольший интерес вызвали аспекты сохранения и трансформации русских традиций под влиянием культуры местных народов Севера и Сибири. Участие в Конгрессе позволило установить личные связи между исследователями от Якутска до Мурманска!»

Подписывайся на наш Telegram-канал!

Лидеры науки