3
марта
2022
год
Стартовал V сезон курса «Основы проектной деятельности»
Уже месяц как свыше семисот студентов СурГУ под руководством опытных наставников и экспертов изучают Основы проектной деятельности (ОПД). За весенний семестр учащимся первого и второго курсов Института государства и права, естественных и технических наук, Института экономики и управления, Политехнического института, Института гуманитарного образования и спорта предстоит изучить теоретическую часть на платформе openedu.ru, пройти проектно-образовательный интенсив, сформировать команды и уже вместе сообща создать и реализовать актуальный проект. И здесь важно определить его жизненный цикл, рассчитать бюджет и возможные риски. Активная работа позволит построить прочный фундамент, на котором «вырастут» реальные проекты. Однако его можно построить только при помощи мозгового штурма и полного погружения в проблему.
– Во-первых, творческая деятельность положительно влияет на когнитивные функции головного мозга. Это факт! Во время работы над проектом участники команды генерируют идеи, ищут новые подходы решения важной проблемы. Во-вторых, развитие softskills. Это постоянная коммуникация как внутри команды, так и с наставником, заказчиками, это возможность участия в различных конкурсах, в том числе грантовых. В-третьих, на курсах ОПД вы приобретаете навыки планирования. В целом, работа над проектами – это возможность применить на практике полученные во время обучения знания. Нашей команде, к примеру, при разработке проекта «Безопасная дорога к школе», пришлось изучать технические регламенты в области дорожного движения, постановление правительства РФ о правилах дорожного движения, акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы благоустройства города; мы научились составлять официальное обращение, даже направляли его в органы ГИБДД для рассмотрения. Очень пригодились знания, полученные на административном процессе. Конечным же результатом этой деятельности должен стать реальный продукт. И это необязательно должно быть что-то осязаемое. Существуют разные типы проектов, например, информационные, то есть направленные на то, чтобы донести уже имеющуюся информацию до определенной аудитории. В нашем случае, это была разработанная концепция плакатов и юридическое обоснование возможности их установки. Сама по себе идея не новая, но благодаря интересному нестандартному подходу получились оригинальные плакаты, которые действительно должны привлечь внимание участников дорожного движения. И вот на вопрос: зачем студенту нужна проектная деятельность, отвечу так: она нужна для того, чтобы он стал хорошим специалистом, приносящим в этот мир что-то новое, качественное и полезное, – убеждена наставник проектной деятельности, студентка 3-го курса направления «Юриспруденция» Мария Джалалова.
Конечный продукт, по мнению специалистов, должен быть оригинальным, востребованным и, самое главное, реальным, словом, то, что необходимо здесь и сейчас. Вот как раз результаты своего творческого труда сейчас активно демонстрируют участники прошлогоднего курса ОПД, победители и призеры конкурса проектов СурГУ. К примеру, команда, занявшая первое место, разработала специальный телеграм-канал, который призван помочь первокурсникам Политеха в освоении и успешной сдаче экзамена по физике. То есть это некий виртуальный помощник, где собраны все алгоритмы решения практических задач.
– Чат-бот может оказать реальную помощь студенту при подготовке к экзамену. Весь необходимый материал, а это конспекты, видеоразбор различных задач, размещается по разделам механики. Наш проект уже запущен и студенты с радостью им пользуются, – говорит соавтор проекта Наталья Николаева.
– Самой сложной частью было четко сформулировать цель, актуальность и определить проблему. Благодаря интенсивам появилось понимание и новые знания, которые помогли усовершенствовать наш проект. Курс ОПД – это отличная возможность развивать свои навыки, побороть страхи и неуверенность. Не бойтесь ошибаться! Ошибки делают нас мудрее и рассудительнее. Подписывайтесь на наш телеграмм-канал и учите физику весело! – советует Мария Слав.
Своим опытом поделились и серебряные призеры конкурса, разработавшие проект «Маршрут движения пациентов» для Сургутской городской клинической больницы. Интерактивная карта должна помочь посетителям медучреждения сориентироваться на местности и найти нужное им отделение.
– Заказчик обратился к нам с проблемой, имеющаяся карта на сайте больницы недостаточно точная, в связи с чем пациентам сложно находить различные отделения. Для начала мы провели опрос среди посетителей СОКБ, самостоятельно изучили и сняли на камеру территорию больничного комплекса. В нашей команде, а это шесть человек, каждый выполнял свои функции. Кто-то проводил анкетирование, обрабатывал результаты опроса, кто-то коммуницировал с заказчиком, другие отвечали за съемку, создание макета и сборку конечного продукта. Интерактивная карта включает в себя наиболее удобные подходы к корпусам больницы и сведения о них, в том числе информацию о медперсонале. На сегодняшний день заказчик в процессе загрузки современного навигатора на сайт медучреждения, – сообщила студентка СурГУ Надежда Владимирова.
А вот первокурсники направления «Экология», занявшие почетное третье место на конкурсе, презентовали правила внутренней коммуникации обучающихся с сотрудниками нашего университета.
– Есть четкая схема создания проекта. Она начинается с анализа ситуации, формулирования проблемы и гипотезы проектного решения. Поняв проблему по специально разработанным шаблонам, ребята определяют архитектуру проекта, то есть прописывают актуальность, цель, план мероприятий, коммуникаций и т. д. Данная команда долго не могла определиться с окончательным видом своего проекта. Однако после интенсива они собрались и выполнили большой массив работы: пообщались со специалистами на предмет структуры и работы различных подразделений вуза и структурировали полученную информацию. Команда успешно справилась с поставленной задачей. Их проект действительно нужный и актуальный, ведь зачастую студентам, а особенно первокурсникам сложно разобраться с системой университета, они часто не понимают, куда обращаться за помощью и как найти нужных специалистов, – говорит эксперт курса ОПД Анастасия Андриенко.
Телеграм-бот содержит информацию о режиме работы отделов университета, правила коммуникации и делового общения с сотрудниками, а также перечень распространенных вопросов и ответы на них: «Главной задачей было продумать идею так, чтобы информацию было легко найти на сайте и чтобы при этом всегда было напоминание о правилах вежливого общения. Благодаря курсам мы научились работать в команде и выступать перед публикой. Поэтому будущим участникам рекомендую – не откладывайте все на последний момент. Если надо встретиться с заказчиком – сделайте это незамедлительно, нужно добыть срочную информацию – задействуйте все свои связи», – советует бронзовый призер конкурса Регина Губайдуллина.
– Достичь наибольшего уровня эффективности выстроенной системы путем освоения компетенций проектной деятельности позволило использование цифровых инструментов управления, таких как платформа АИС «Студент СурГУ». Ее основным разработчиком стал наш выпускник Антон Осипов. Желаем сегодняшним участникам успешного освоения курсов ОПД и достижения видимого результата в виде интересных проектов, – резюмирует руководитель проекта «Сквозные компетенции проектной деятельности» Екатерина Куприянова.
Автор: Эльвира Галиханова