8
февраля
2025
год
Применение ИИ в науке обсудили в СурГУ
Сургутский государственный университет совместно со «Школой 21» провел открытую лекцию «Искусственный интеллект в науке - возможности, стратегии, люди», приуроченный к празднованию Дня российской науки 8 февраля. Спикером выступил директор кампуса «Школы 21» в Сургуте Дмитрий Балаушко.
Не секрет, что искусственный интеллект сегодня не просто семимильными шагами входит в нашу жизнь, но и уже активно используется во множестве областей – образовании, медицине, экономике, индустрии развлечений и не только. Российские ученые сегодня проводят множество исследований в сфере искусственного интеллекта – от этики ИИ и систем «умный город» до его применения в сельском хозяйстве, промышленности и топливно-энергетическом комплексе. Вести научную деятельность сегодня помогают в том числе большие языковые модели – российская GigaChat от Сбера, китайская DeepSeek или американская ChatGPT от OpenAI.
Дмитрий рассказал студентам о том, как государство способствует развитию искусственного интеллекта и о том, как он применяется в науке сегодня. В России Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года №490 утверждена Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года. Планируется квотирование 5% государственного бюджета на финансирование научных исследований в области ИИ и 15% государственного бюджета - на финансирование исследований в других сферах, но с обязательным применением ИИ-инструментов. Поддерживает эту фундаментальную технологию не только государство, но и бизнес: так, Сбер учредил премию «AI в науке», которая вручается за наиболее перспективные разработки.
«В своем выступлении я акцентировал внимание на огромном количестве возможностей для научных исследований во всех областях с использованием ИИ в России. О гигантских инвестициях государства в науку с использованием ИИ», – комментирует Дмитрий Балаушко.
Однако, как бы сильно ни был развит ИИ, важной частью научного процесса все еще остаются и будут оставаться люди. В ситуации, когда технологии и знания устаревают быстрее, чем адаптируется к ним рынок, на передний план выходят мягкие навыки – аналитическое и творческое мышление, эмпатия, лидерство, умение обучаться всю жизнь и многие другие. Развивать их одновременно с приобретением практических навыков, полезных в профессии, считает Дмитрий Балаушко, помогает методология «равный – равному», которая лежит в основе обучения в «Школе 21» и которую можно применять в обучении молодым ученым. Она не только позволит быстро и эффективно передать знания другому, но и развить коммуникативные навыки, нужные сегодня практически любому специалисту.
«ИИ уже давно не просто технология из фантастических фильмов — это реальный инструмент, который помогает учёным делать революционные открытия, находить неожиданные решения и менять мир. – обращается к молодым ученым исполняющая обязанности проректора по науке и технологиям, руководитель дирекции программы «Приоритет-2030» Анастасия Никифорова. – Но давайте не забывать: за каждым алгоритмом, за каждой нейросетью стоят люди — исследователи, программисты, энтузиасты, такие же, как вы. Именно ваши идеи, амбиции и стремления двигают науку вперёд!».
Содержание лекции резюмирует магистрант СурГУ, младший научный сотрудник НОЦ Политехнического института Ростислав Сазиков:
«На лекции рассказывали о системах на основе искусственного интеллекта, которые можно применять в жизни, в быту, для своих научных проектов, для каких-либо других инициатив, показывалось сравнение того, насколько ученые возрастают в своих компетенциях при использовании современных инструментов, а также насколько они полезны для разработки научных проектов и в целом выведения новых гипотез и теорий. Слушателям лекция понравилась, было очень много вопросов после завершения выступления Дмитрия, на которые он с удовольствием ответил».
Подписывайся на наш Telegram-канал!
Автор: Никита Сазоненко