СурГУ: Анатолий Рыжов. Дорога жизни главного хранителя истории СурГУ
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет поступающего

Анатолий Рыжов. Дорога жизни главного хранителя истории СурГУ

Медиацентр продолжает серию публикаций о людях, которые посвятили свою жизнь развитию Сургутского государственного университета. В этом материале мы расскажем об Анатолии Ивановиче Рыжове – основателе Музея истории СурГУ. Анатолий Иванович проработал в крупнейшем университете Югры не один десяток лет.  Его не стало в 2021 году, а плоды его труда – уникальная выставка «Фото - и киноаппаратура XIX–XX веков», где представлены различные модели и стили камер – редкие зарубежные образцы и фотоаппараты отечественного производства, и сегодня радует глаз студентов, преподавателей, сотрудников и многочисленных гостей университета.  За выдающиеся заслуги в реализации проектов, связанных с просветительской деятельностью, он был посмертно награжден нагрудным знаком покровителей СурГУ святых Кирилла и Мефодия.

О жизни и работе Анатолия Ивановича рассказала его дочь, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения СурГУ Александра Хадынская.


Биография

Отец родился в 1948 году в городе Мариинске (Кемеровская область). В семье, кроме него, было еще двое детей – сестра Наталья и брат Петр. Его детство выпало на тяжелое послевоенное время. Родители были репрессированы, потом восстанавливались в правах. Семья много ездила по Кузбассу, так как отец был инженером-нормировщиком, его постоянно повышали по службе, в конце концов семья осела в Кемерово, но папа еще раньше окончил школу в Киселевске. Он всегда мечтал стать историком и решил поступать в Новосибирский Академгородок, но в том году был очень большой конкурс, фактически брали только медалистов, и он, не возвращаясь домой, совершенно спонтанно поехал в Томск, подал документы в медицинский институт, куда и был успешно зачислен. Там на первом курсе он познакомился с мамой, им тогда было по 18 лет, они учились в одной группе. На четвертом курсе поженились, вскоре родилась я, а папа пошел на военную кафедру и стал военным врачом. Он выбрал редкую специализацию – дерматовенерологию.  Мои родители – «шестидесятники», в те годы в студенческий Томск приезжали известные тогда поэты, много было интересных встреч, тогда все студенты поголовно увлекались поэзией, читали книги.  Так что в свою профессию я пришла не случайно, ведь росла в книжной семье. Родители сразу с момента создания семьи стали покупать книги, в том числе редкие букинистические издания. У нас большая библиотека: у меня около 5 тысяч томов и у родителей примерно столько же. Я очень рано начала читать взрослые книги – Бунина, Чехова, Толстого, потом поступила на филфак в Кемерово, так как особо больше ничем не интересовалась, и рада, что профессиональное чтение книг стало моей работой. Мы росли с сестрой, к сожалению, она рано ушла из жизни. Но пока она была жива, папа мне все время напоминал – «Ты старшая!», то есть за все в ответе. Он редко находился дома, но эффект его присутствия был постоянно.


Военная жизнь по гарнизонам

Я помню своего папу младшим лейтенантом в армейской майке. С самого первого дня его службы! И его первую военную форму помню… Вся наша жизнь прошла по военным гарнизонам, это была очень специфическая жизнь, несколько изолированная, но, с другой стороны, безопасная. Например, двери в квартирах на ключ не закрывались даже на ночь, на детских площадках стояли старые БМП, ребята часто ходили к своим отцам на службу, и я в том числе ходила к папе в госпиталь.  Я тогда, как и многие дети военнослужащих, считала такую жизнь нормальной, мне казалось, что все так живут! Мы в городах никогда не жили, а жили в дальних поселениях, в глухих местах, далеко от «цивилизации».  Мы даже побывали за границей, в Венгрии, папа служил в Южной группе войск, там я училась в гарнизонной школе с 1 по 3 класс.  Служили мы и в Забайкалье, на границе с Китаем, там его чуть ли не из окна было видно. Папа закончил военную карьеру в звании подполковника медицинской службы, получил звание Ветерана Вооруженных Сил РФ. Хотя в душе своей он не был военным, он был очень мирным человеком.  

О семейных традициях Рыжовых

Когда я училась в школе, у нас были приняты семейные чтения, мы читали русскую классику. Например, «Мертвые души» Гоголя я знала задолго до того, как мы начали изучать их в школе, причем читала я букинистическое издание, в дореволюционной орфографии. Папа был творческим человеком, писал стихи, посвящая их семье, друзьям, или приурочивал к знаковым событиям нашей жизни. Есть у нас с папой и совместно написанные стихотворения, мы создавали их спонтанно, например, когда на работу вместе ехали или по электронной почте друг другу слали и по очереди дописывали. Он очень любил свой день рождения, подготовка к нему начиналась чуть ли не за месяц, мы продумывали меню, развлекательную программу. Недели за две до дня рождения начинал выпытывать, какой подарок мы ему приготовили, мы держались, не выдавали, но у мамы ее подарок он, как правило, раньше получал, она сдавалась. Он был знатным рыбаком, всегда радовался подаренной удочке и другому необходимому снаряжению для рыбалки. Папа хорошо готовил, пельмени – наше семейное блюдо, они с мамой лепили их по несколько сотен штук. У них была годами отработанная система: садились друг напротив друга, папа раскатывал тесто и делал кружочки, а мама лепила пельмени, они получались один к одному, потом их замораживали на балконе в ведрах. В нашей семье всегда было так: кто из родителей первый домой приходит, тот и готовит. Я помню отца у плиты, на кухне проходили наши душевные разговоры. Он учил меня готовить. Он был переученный левша, ел и писал правой рукой, все остальное делал левой.  Помню, он учил меня резать лук и все сердился, что я не с той стороны стою и неправильно режу (смеется).

Еще одна важная традиция нашей семьи – составление родословной. По папиной линии мы собрали девять колен генеалогического древа, причем без всякого интернета, опрашивали дедов-прадедов, пока те были живы. Наша родословная существует в рукописном виде, в планах – все оцифровать, сейчас для этого есть возможности. Мы узнали, что наши предки по отцу были из Саратовской и Рязанской области, в Сибири все оказались не по своей воле, были репрессированы. Я с сыновьями сейчас продолжаю это дело.

Увлечение историей и страсть к коллекционированию

Увлечение историей папа пронес через всю жизнь. Началось оно с его школьного музея, куда он по простоте душевной принес дорогие царские монеты, и их, конечно, кто-то забрал! За это ему здорово досталось от родителей. Всю свою жизнь он интересовался нумизматикой, собирал марки, у нас остались очень достойные коллекции и марок, и монет. Занимался папа и фотографией, у нас бессчетное количество семейных фото, хранятся в наших с сестрой школьных портфелях. Меня к нумизматике папа стал привлекать лет с десяти, как-то подарил на день рождения кляссер, где на первой страничке уже были монеты – положил начало моей личной коллекции.   

Домашняя коллекция старинных предметов быта была составлена как из вещей наших родственников, так и из приобретенных, их папа привозил отовсюду. Однажды он предпринял целую этнографическую экспедицию: в один из своих отпусков поехал по старым деревням и на собственные деньги накупил целую машину старинного добра.

Сургут

В Сургут родители приехали в 1987 году. Здесь папа вышел на военную пенсию. И первое, что он после этого сделал, – арендовал помещение на ул. Бажова, где открыл «Лавку старины».  Мы семьей его пытались убедить, что это не принесет прибыль, такие лавки нужно открывать в крупных городах, но он настоял, потому что мечтал об этом. Папа сам сделал ремонт, купил витрины, мы семьей разработали логотип, дизайн буклетов. Это был настоящий магазин-музей старинных вещей, такого в Сургуте не было еще! Прибыли он так и не дождался, мы оказались правы. Но на наше общее счастье, его пригласили работать в медицинскую службу Газпрома, через пять лет работы он оттуда вышел на вторую свою пенсию, уже гражданскую.  И после этого он устроился в СурГУ. Его сотрудничество с первым ректором Георгием Ивановичем Назиным началось с медицины: папа с товарищами тогда открыл частную медицинскую фирму, которая занималась магниторезонансной терапией, и врачи из мединститута этим заинтересовались, и сам ректор тоже, как физик.  Но медицинское сотрудничество по ряду причин не состоялось.

Работа в СурГУ

Георгий Иванович пригласил папу работать в СурГУ, но медицинскому профилю тот предпочел музейный: вместе с первым ректором они придумали проект – Музей истории СурГУ, который появился в структуре вуза 17 октября 2005 года. Основными его направлениями и задачами стали комплектование фондов музея и их хранение, участие в научно-исследовательской работе, организация выставок, в том числе проведение экскурсий, лекций, семинаров и др. Музей стал в университете настоящим культурным пространством, благодаря отцу он вошел в Ассоциацию евразийских университетских музеев. Отец оставил о себе добрую память. Остались фильмы, которые он снимал в стенах СурГУ. Один из них, посвященный сталинским репрессиям, особенно нам дорог, в нем он рассказал о трагических событиях в истории нашей семьи. Он всегда показывал его в университете 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. Остались экспозиции фото- и кинотехники, выставка предметов быта XIX-начала XX вв. «Родная старина», они располагаются в музейных витринах на втором этаже главного корпуса.

Вехи жизненного пути Анатолия Ивановича Рыжова

Анатолий Иванович Рыжов родился в 1948 году в городе Мариинске (Кемеровская область). Он выпускник Томского медицинского института, военный врач, ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации.

Анатолий Иванович работал в университете с 2007 года заведующим лабораторией социально-культурных инициатив.

В 2008 году возглавил Музей истории СурГУ, разработал его концепцию. Ему пришлось с «нуля» организовывать музейную работу, создавать фонды, сканировать, оцифровывать и систематизировать документацию. С момента основания Музей выполнял важнейшую культурно-историческую миссию, сохраняя в своих фондах память о жизни университета со времени его создания. На базе музея проводились занятия со студентами-юристами по применению фотоаппаратуры в криминалистике, с будущими специалистами по связям с общественностью проводились занятия по технике фото- и видеосъемки. Особую роль музея Анатолий Иванович видел в патриотическом воспитании. Традиционной стала выставка фотографий и документов, посвященных Дню Победы. На стендах этой экспозиции представлены подлинные ордена, медали, знаки отличия, документы к ним, а также личные вещи фронтовиков. Анатолий Иванович стремился точно воспроизвести тот исторический период, передать дух военного времени.

Анатолий Иванович вовлекал в деятельность по написанию истории университета студентов, устраивал различные конкурсы, например, фотографий: «Мой СурГУ», «Мой препод – мне пример!»


В память о ректоре-основателе СурГУ, совместно с другими участниками, Анатолий Иванович подготовил материалы для мемориального кабинета Георгия Ивановича Назина.

Анатолий Иванович был мастером в разработке и претворении в жизнь разнообразных проектов. Это и создание видеофильмов «20-летие СурГУ», «Открытие скульптурной композиции святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия», «История славянской азбуки», разработка компьютерных программ «Виртуальный Музей истории СурГУ», «Справочная система СурГУ», участие в юбилейных выпусках книг о СурГУ.

За активную научно-исследовательскую и просветительскую работу Анатолий Иванович также награжден почетными грамотами Сургутского государственного университета, Департамента культуры и молодежной политики города Сургута, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Беседовала: Дарья Вейраух