Дорогу осилит идущий, несмотря на трудности и длинную дистанцию. В 1993 году Сургут уверенно шагнул в перспективу, открыв первый классический университет в регионе. Это был смелый эксперимент, который поддержали чиновники и общественность. А встать за штурвал большого корабля науки предстояло Георгию Ивановичу Назину. Он не просто возглавил новое учебное заведение, а заложил основу для развития университетского образования в Югре по авторской концепции.
Еще в школьные годы Назина увлекали точные науки – математика и физика. Свой окончательный выбор он сделал в девятом классе по совету учителя физики. И не прогадал. Его многочисленные соратники говорят: «У него было не просто стратегическое мышление, но и интуитивное чутье. Он мог предвидеть будущие востребованные специальности».
В 1963 году Георгий Иванович окончил Томский государственный университет по направлению «Теоретическая физика». Уже в те годы у него сформировался характер лидера, он был довольно требовательным и целеустремленным человеком. После обучения устроился на кафедру физики Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, где проработал десять лет и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Следующие двадцать лет преподавал в Тюменском государственном университете (ТюмГУ), последовательно занимая должности старшего научного сотрудника кафедры статистической физики, доцента кафедры теоретической физики, заведующего кафедрами прикладной математики и математической физики. В 1988 году стал доктором физико-математических наук. Благодаря программе развития ТюмГУ, которую Назин разработал в преддверии выборов нового ректора, его заметили и предложили стать ректором-организатором Сургутского университета. В одном из интервью он сказал:
«Открыть новый университет – очень увлекательное дело. Нам, россиянам, очень важно чувствовать себя нужными и иметь большую цель. Я сознательно пошел на этот шаг, потому что СурГУ – это новый университет, здесь можно реализовать все свои задумки, собрав людей с мощным творческим потенциалом. Если я дам возможность другим продуктивно работать на науку, то это может стать моим самым большим вкладом в ее развитие. В мои студенческие годы в нашей группе училось 25 человек, из которых 16 стали докторами наук, остальные – кандидатами. Вот такой интерес студентов СурГУ к науке и образованию я бы приветствовал!»
Первые два года, по его мнению, преподаватели должны потратить на то, чтобы сформировать студента как личность, выявить у него способности, дать ориентиры и только потом серьезную специальную подготовку. Стратегические решения, принятые профессором при выборе направлений развития, открытии факультетов, специальностей, проведении кадровой политики, позволили в скором времени превратить вуз в один из ведущих в регионе. Такой подход находил живой отклик и поддержку югорчан. В сборнике очерков об истории становления Сургутского госуниверситета 1994 года известные управленцы делились своим мнением, вот некоторые их высказывания:
– Крупный город с мощным производственным потенциалом немыслим без соответствующих высших учебных заведений, без постоянного пополнения технической и гуманитарной интеллигенции за счет местной молодежи, – по воспоминаниям бывшего ректора Тюменского государственного университета Геннадия Куцева.
– Любая земная цивилизация при рождении опиралась на образование и науку. Университет – интеллектуальный ресурс и научный потенциал, которые дают возможность создания самообеспечивающейся и саморазвивающейся эффективной общественно-экономической системы в структуре государства Российского. От экономической и культурной устойчивости таких систем будет зависеть могущество, единство и экономическое процветание матушки-России, – полагал бывший начальник управления народного образования администрации Сургута Виктор Лютый.
– Георгий Иванович Назин – человек, который завершил развитие идеи создания этого учебного заведения и сам взялся ее воплощать. Пожелаем ему, его сподвижникам удачи и передадим им право писать следующие страницы истории университета, – такое напутствие в те времена дал экс-глава города Сургута, а ныне действующий председатель Попечительского совета СурГУ Александр Сидоров.
Согласно концепции развития университета, разработанной Георгием Ивановичем, основные задачи вуза – удовлетворение потребностей города и региона в кадрах высшей квалификации, организация научных исследований, создание новых технологий и разработка проектов наукоемких производств для повышения жизненного уровня населения. Он на высоком профессиональном уровне вел преподавательскую и научную работу, был автором концепций и программ по развитию высшего профессионального и инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Назин был талантливым руководителем, активным общественным деятелем. Как депутат городской думы возглавлял комитет по перспективному развитию города и внес весомый вклад в формирование его интеллектуального потенциала, укрепление науки и высшей школы.
Главному делу – открытию университета и постоянному совершенствованию всех видов деятельности вуза Георгий Иванович посвятил значительную часть жизни, насыщенной знаковыми событиями. Последователи и ученики развивают его идеи, претворяют планы в действительность.
– Ректор – это всегда лидер современного вуза. Именно таким в нашей памяти останется Георгий Иванович, – подчеркнул Сергей Косенок, ректор СурГУ, – он был дальновидным управленцем, авторитетным педагогом, ученым, он имел авторитет как специалист в главных направлениях деятельности вуза, любил студентов и умел сотрудничать с ними и, конечно, с преподавателями. Назин воспринимался всеми как современный, успешный, ориентированный на инновации и устойчивость развития вуза руководитель, а наличие просвещенного и эффективного лидера является ключевым фактором успешности организации. Он сам все делал увлеченно и всех увлекал за собой своей мощной энергией.
В 2011 году Георгий Иванович награжден «Нагрудным знаком покровителей Сургутского государственного университета святых Кирилла и Мефодия» посмертно. Светлая память о ректоре – основателе первого классического университета Югры, останется в наших сердцах навсегда…
Вехи жизненного пути Георгия Ивановича Назина, доктора физико-математических наук, профессора, первого ректора Сургутского государственного университета
Георгий Иванович Назин – профессор, депутат Думы г. Сургута, академик Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, Петровской академии науки и искусства, Международной академии педагогического образования.
Родился 4 апреля 1940 года в Новосибирске. В 1963 году окончил Томский государственный университет по специальности «Теоретическая физика». В 1972 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, а в 1988-ом – докторскую.
С 1963 по 1973 годы работал на кафедре физики Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, следующие 20 лет преподавал в Тюменском государственном университете, где занимал должности старшего научного сотрудника кафедры статистической физики, доцента кафедры теоретической физики, потом стал заведующим кафедрами высшей математики, прикладной математики, математической физики, которые сам организовал.
С 1993 по 2009 год был основателем и первым ректором Сургутского государственного университета.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «Почета» за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, воспитании подрастающего поколения, высокие достижения в государственной, научно-исследовательской, социально-культурной и общественной деятельности; орденом Святого благоверного князя Даниила Московского, Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского за труды на благо церкви и внимание к трудам по возрождению и реализации программы духовно-нравственного воспитания молодежи, медалью «Ветеран труда», нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». За большой вклад в развитие высшего образования Югры Георгий Иванович Назин удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа». Также в его копилке наград: почетная грамота Губернатора Югры, Департамента образования и науки автономного округа за высокий профессионализм, творческий потенциал и подготовку специалистов для развития экономики страны.
Автор: Эльвира Галиханова