Настоящее и будущее археологии Югры обсуждают в СурГУ

Настоящее и будущее археологии Югры обсуждают в СурГУ

В Сургутском государственном университете проводится VI Международный Северный археологический конгресс с участием исследователей из 40 научных центров России, Белоруссии, Казахстана Кыргызстана, Венгрии, Польши, Германии, Италии и Китая. Одно из ключевых мероприятий деловой программы – круглый стол «Югорская археология: настоящее и будущее». Его модератором выступил ведущий научный сотрудник Центра югорской археологии и этнографии СурГУ Георгий Визгалов.

О феномене археологии Югры, в том числе значимости сохранения археологического наследия и популяризации памятников археологии в своем докладе сообщил руководитель Центра югорской археологии и этнографии Сургутского госуниверситета Олег Кардаш. Заслуженный деятель науки Югры подчеркнул, что научно-исследовательская деятельность археологов направлена не только на формирование и инновационное развитие региональной, но и российской и даже мировой археологии. Кроме того, спикер заявил о необходимости создания региональной археологической школы.

«Я недавно вернулся из археологической экспедиции, которая проходит в Салехарде, где месяц ведутся археологические раскопки на Обдорском холме. Три недели назад мы обнаружили Обдорский острог, видимо, XVIII века и, скорее всего, Обдорский городок XVII века. Все это закатано под асфальт и сейчас пытаемся решить вопрос о сохранении хотя бы части крепостной стены. И все это изучить в связи с тем, что в следующем году Салехард отпразднует свой 430-летний юбилей», – начал свой рассказ Олег Викторович.

Говоря о югорском археологическом феномене, кандидат исторических наук подчеркнул, что в работе круглого стола принимают участие ученые высокого профессионального уровня и знатоки Севера Западной Сибири. С особой гордостью выдающийся археолог Югры сообщил о том, что процесс выявления объектов археологического наследия в нашем регионе идет интенсивными темпами. Феноменальна высокая концентрация памятников археологии по сравнению с соседними регионами.

«В Югре свыше 7 365 объектов археологии выявлено за период последних 30–35 лет, то есть до начала 90-х годов, до промышленного нефтяного бума, на учете стояло порядка 800 объектов археологии. И каждый год их количество увеличивается. И все это благодаря отлаженной работе Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и законопослушным предприятиям и организациям нефтегазового комплекса. Площадь Югры, примерно, 550 000 км². Этот факт феноменален и имеет научное значение не только потому, что здесь, на Севере, есть памятники с мерзлым культурным слоем. Это памятники как русские, так и аборигенные, которые имеют массу палеоэкологической информации. Это феномен, который заслуживает особого изучения, потому что не совсем понятно, почему именно на этой территории началось массовое расселение. И с чем это связано не совсем понятно… И почему эту территорию заполонило такое количество народа? При этом подавляющее большинство этих памятников, по моим личным наблюдениям, относится к ранним эпохам: мезолит, неолит и эпоха бронзы. Возможно, в этих археологических памятниках кроются глобальные и даже планетарные климатические изменения, которые и сейчас актуальны, особенно в арктических городах!» – на этих загадочных деталях и фактах заострил внимание собравшихся Олег Кардаш.

Не менее живой интерес у специалистов в области археологии, этнографии, истории, физической антропологии, палеоэкологии, музееведения, охраны памятников археологии и истории вызвала информация о наличии в Югре укрепленных поселений.

«На сегодняшний день на учете порядка 900 укрепленных поселений. Самые древние из них относятся к эпохе неолита. В это никто не может поверить! К примеру, наш иностранный коллега, Питер Джордан (профессор археологии шведского Университета Лунда. – Прим. авт.), 20 лет назад, увидев городище на Барсовой Горе, задался вопросом – зачем простым охотникам и собирателям такое количество укрепленных поселений? Зачем вообще их городить? Что им угрожало? Когда мы впервые получили дату укрепленных неолитических поселений – это не единичное, а массовое явление, мы тоже были этому удивлены! Это каменный век, для чего тогда возводили крепости?» – спросил ученый СурГУ, добавив, что на форуме «Военная археология» многие коллеги подтвердили его мнение, что элементы фортификации (фортификация – это отрасль военного дела, рассматривающая вопросы усиления позиций войск с помощью искусственных сооружений и укреплений. – Прим. авт.) с эпохи неолита доживают до эпохи Великого переселения и Средних веков.

По итогу дискуссии эксперты российских и международных научно-исследовательских центров, представители окружной и городской власти резюмировали следующее: ответы на все обозначенные вопросы требуют объединения всего академического сообщества. В частности, предложили внести в резолюцию вопрос популяризации археологии среди населения и особенно подрастающего поколения. Ведь изучение прошлого человечества по вещественным источникам с помощью интерпретации артефактов и тщательного анализа обнаруженных материалов позволяет принимать обоснованные решения относительно настоящего и будущего всех стран и народов.

Источник: «Новости Югры»