29
августа
2018
год
Югра начинается с детей
И это не просто очевидно, и не просто констатация факта. Мало того, что с ним трудно не согласиться – в нём кроется суть проектной сессии «Региональная модель профессиональной ориентации детей и молодёжи: прорывные решения для научно-технологического и социально-экономического развития Югры», которая прошла 24 августа в СурГУ в рамках традиционного августовского совещания педагогов. На сессии присутствовали заместители руководителей и специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующие реализацию проекта, руководители и педагогические работники образовательных организаций – участников проекта «Фабрика миров».
Встречу вела заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования СурГУ Эльмира Насырова. Представив выступающих, и отметив, что с 1 сентября возглавит Региональный модельный центр дополнительного образования детей, организованный при СурГУ, Эльмира Фанилевна рассказала о планах работы Модельного центра:
– В этом учебном году мы планируем набрать 325 учащихся школ, с пятого по одиннадцатый класс, которые будут заниматься бесплатно здесь, в институтах по трём направлениям: техническое, социально-педагогическое и естественнонаучное. Это реальная связь школы и университета по профессиональной ориентации детей.
Далее Эльмира Фанилевна познакомила участников сессии с программами обучения школьников. Среди них – не просто самые продвинутые в современном мире, но уже ставшие обязательными «Робототехника» (6–7 классы), «Секреты компьютерной графики» (6–7), «Интернет вещей» (7–10), «Инженерия компьютерных сетей» (7–10) и «Интернет-инженерия» (8–11), а также «Экспериментальная лаборатория юного гения» (4–7), «Психологическое царство «Играриум» (5–6), «Юный дизайнер» для пятиклассников и «Удивительная химия» для девятиклассников, «Детективное агентство «Шерлок» (4–7), «Научный клуб «Покорители Вселенной» (8–11) и другие. Составители программ постарались назвать их их как можно более звучно, чтобы сами названия выступали в роли этакой приманки, проще говоря – привлекательной рекламы.
Судя по искренней реакции педагогов, эта информация весьма их заинтересовала: дополнительных вопросов, касающихся мельчайших подробностей обучения в Модельном центре, прозвучало действительно немало.
Затем модератор предоставила слово заместителю директора АНО ДПО «Открытый молодёжный университет» (ОМУ) из города Томска Сауле Уразбаевой. Она познакомила присутствующих с основными пунктами набирающего популярность проекта томичей – детского научного клуба открытий и изобретательства «Фабрика миров». Если коротко, то вся его познавательная часть – это цепочка занятий, проходящих в форме той или иной увлекательной игры, что обеспечивает детишкам и мотивацию, и запоминание полученной информации. Причём здесь тоже есть и домашние задания, которые ребёнок (с учётом его индивидуальности) выполняет вместе с родителями, и дистанционное обучение (портальная часть проекта), и даже своё электронное портфолио. Педагоги, опираясь на базовую часть, используют интерактивные учебники, что помогает им выбирать то или иное направление работы.
В практике «фабрикантов» также – проведение всероссийских телемостов, праздников, квестов (яркий пример тому – «Посвящение в исследователи» для первоклашек), а также повышение квалификации учителей начальных классов.
Но это теория, как говорится. Организаторы очень старались не быть голословными и пригласили в качестве эксперта учителя-практика – преподавателя информатики Сургутского естественно-научного лицея Наталью Лавелину. Надо отдать ей должное, Наталья Николаевна так эмоционально ярко рассказывала слушателям о своём опыте занятий со школьниками в клубе «Фабрика миров» и их родителями, подкрепляя рассказ кадрами из видеофильмов, что её то и дело прерывали уточняющими вопросами. В их числе встречались и острые: «Как быть, если группа уже набрана, а ребята всё идут и идут?», «Нет ли противоречия в том, что мы сами толкаем в виртуальный мир ребёнка, который может испортить зрение или заболеть игроманией, а потом говорим, что нам нужны здоровьесберегающие технологии?», «Можно ли через игру научиться любви к чтению?» и т. д. Ни один вопрос не остался без обстоятельного ответа.