23
ноября
2024
год
Диалог с директором Института профобразования коренных народов Югры СурГУ
Этот год ознаменован для Сургутского госуниверситета рядом значимых событий и достижений, один из них – создание на его площадке Института профессионального образования коренных народов Югры. Его директор – кандидат педагогических наук Ольга Муллер рассказала о целях, векторе развития и приоритетах появившегося в структуре вуза института.
Ольга Юрьевна, какую главную цель будет решать Институт?
– Во-первых, это концентрация научных и интеллектуальных ресурсов для разработки и внедрения в практику научно-обоснованных программ и методик, обеспечивающих образовательную деятельность, направленную на сохранение национальной самобытности, языка и культуры коренных народов Югры. Во-вторых, формирование личности с активной гражданской позицией, которая проявляется в сознании принадлежности к своему этносу, стремлении сохранять и развивать его традиции.
Каким проблемам коренных малочисленных народов Югры необходимо уделить особое внимание, на Ваш взгляд?
– Вопросы и проблемы сохранения идентичности коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при их интеграции в общество находятся в центре внимания правительства региона, общественных организаций и ученых. Можно смело сказать, что созданы благоприятные условия для получения качественного образования всех уровней: начиная от дошкольного и заканчивая высшим, а также дополнительным образованием. Конечно же, следует отметить деятельность в данном направлении Обско-угорского института прикладных исследований и разработок и Института развития образования. Несмотря на это, проблемы в системе образования представителей коренных народов Югры существуют и их необходимо решать. Анализируя нормативные документы, мониторинговые исследования в отношении коренных народов Югры, мы выделили следующие проблемы:
- отмечается слабая мотивация со стороны учащихся получать профессиональное образование (как среднее профессиональное, так и высшее) по направлениям подготовки, специальностям, связанным с сохранением родных языков и культуры, традиционными видами деятельности коренных народов Югры;
- в полной мере не работают координационные связи между всеми заинтересованными сторонами;
- требует решения кадровый вопрос: необходимо подготовить квалифицированных педагогов для системы образования на уровне школы-интерната, владеющих родным для учащихся языком, знаниями их психологических, физиологических, культурных, этнических и других особенностей.
Как выстраивается взаимодействие с коренными представителями народов Севера?
– Важно, что все планируемые мероприятия должны быть разработаны и проведены с учетом консультаций и сотрудничества с малочисленными коренными народами. В институте ведется работа по установлению и поддержанию связей с представителями коренных народов: в ближайшее время планируем встречу с членами Совета старейшин коренных малочисленных народов Севера по вопросам реализации дорожной карты в рамках деятельности нашего Института. На этой неделе состоится поездка в г. Салехард для участия в форуме «Российский Север», цель которого заключается в создании межнациональной коммуникационной площадки для взаимодействия. В форуме примут участие представители коренных народов со всей страны.
Какие исследования и мероприятия планируете провести в ближайшее время? Кафедра лингвистики и переводоведения Института гуманитарного образования и спорта СурГУ будет принимать в них участие?
– В настоящее время ведется активная работа по реализации мероприятий, включенных в план деятельности Института. Одно из важных направлений функционирования Института – ранняя профориентационная работа с обучающимися из числа коренных народов Югры в школах-интернатах автономного округа. Данная работа включена в План мероприятий, которые мы еще будем прорабатывать и утверждать для дальнейшей реализации. Сейчас с коллегами разрабатываем проект по реализации модели комплексного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и студентов из числа коренных народов Югры.
В планах значительно усилить научную составляющую деятельности Института, которая включает расширение спектра прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития по вопросам сохранения национальной самобытности, языка и культуры коренных народов Югры. В число таких исследований в данном направлении входят следующие: комплексное научное исследование состояния психолого-педагогического развития детей и подростков из числа коренных народов Югры; комплексное научное исследование по выявлению факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков из числа коренных народов Югры; комплексное научное исследование языкового и культурного наследия восточных ханты, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Акцентирую внимание на том, что в направлении научно-исследовательской деятельности в вузе с 2017 года действует научно-практический центр комплексных исследований языкового и культурного наследия ханты (кафедра лингвистики и переводоведения), работа которого продолжается уже в рамках деятельности Института. Одним из результатов стало проведение на базе нашего вуза 1-2 ноября в этом году международной научно-практической конференции «Родной и иностранные языки в поликультурном пространстве», важность и значимость которой обусловлены необходимостью обмена профессиональным опытом, идеями и подходами ученых и специалистов в области изучения родных и иностранных языков. Данная конференция позволяет установить образовательные и научные контакты, а также укрепить взаимодействие научного сообщества в области междисциплинарных гуманитарных исследований.
Образовательная деятельность, в первую очередь, будет заключаться в разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования для педагогических кадров, работающих с обучающимися из числа коренных народов Югры.
Кроме того, с нашими коллегами и Департаментом образования администрации Сургутского района согласовываем план мероприятий по открытию в этом учебном году инновационной муниципальной площадки на базе школы-интерната «Русскинская», на базе которой ученые будут проводить комплексное научное исследование состояния физического и психического развития детей и подростков из числа коренных народов Югры и выявлению факторов, оказывающих негативное влияние на состояние их здоровья. Следует озвучить научный коллектив ученых нашего вуза, которые будут принимать участие в комплексных научных исследованиях в Институте, – доктор биологических наук, профессор кафедры морфологии и физиологии Ольга Геннадьевна Литовченко; доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Наталья Виллиевна Пешкова; кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Майя Владимировна Самойлова; кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения Аксана Наруллаховна Таджибова; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Наталия Ивановна Хохлова; старший преподаватель кафедры политологии Виктория Сергеевна Пуртова.
Какие курсы повышения квалификации уже реализуются в СурГУ, а также какие планируется внедрить в рамках работы Института?
– В этом году преподавателями кафедры лингвистики и переводоведения совместно с учителем хантыйского языка Каюковой Людмилой Николаевной разработаны и реализуются курсы переподготовки «Хантыйский язык и методика его преподавания».
Наши коллеги разработали курсы повышения квалификации для учителей, работающих в школах-интернатах с учащимися из числа коренных народов Югры, которые планируем внедрять в рамках плана работы Института. Например, преподаватели кафедры физической культуры уже проводят курсы повышения квалификации «Современные здоровьесберегающие технологии: теория и практика реализации в учебной и внеучебной деятельности обучающихся». Преподаватели кафедры лингвистики и переводоведения уже провели КПК «Актуальные проблемы изучения и преподавания русского, родных и иностранных языков в современном поликультурном пространстве» и КПК «Инновационные подходы в преподавании языков и культур».
В решении каких вопросов заинтересованы педагоги и ученые из числа малочисленных коренных народов Югры?
– Многие педагоги и исследователи заинтересованы в координации ресурсов и возможностей всех заинтересованных сторон: образовательных, научных и общественных организаций, структур власти; в усилении профориентационной работы с учащимися из числа коренных народов Югры; создании системы сопровождения педагогов, работающих с такими учащимися. В частности, в формировании педагогического сообщества, владеющего психолого-педагогическими, этнокультурными и физиологическими аспектами, и знающих язык (языки) коренных народов Югры.
Какие задачи Вы ставите перед собой и коллективом?
– Одной из главных задач в области образования коренных народов является модернизация образовательных программ, особенно в части подготовки обучающихся к жизни в современном обществе, в связи с чем возникает необходимость создания и развития новых научно обоснованных педагогических практик в соответствии с требованиями инновационного развития экономики страны, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Выделю задачи, которые мы описали в нашей концепции и ставим перед Институтом:
- осуществление научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности, обеспечение научно-методологическими и информационными разработками профессионального сообщества, органов государственной власти, бизнеса, институтов гражданского общества в области исследования языков коренных народов Югры и проблем их сохранения, методологии и технологий преподавания и содержания предметов этнокультурной направленности;
- распространение результатов научных исследований в виде публикаций в ведущих научных журналах, проведение научных семинаров и международных конференций и школ;
- использование результатов научных исследований и разработок в образовательном процессе, содействие практическому применению этих результатов;
- организация совместной научно-исследовательской, образовательной и экспертно-аналитической деятельности с профессиональными организациями, сообществами, органами власти и институтами гражданского общества;
- расширение спектра прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития по вопросам сохранения национальной самобытности, языка и культуры коренных народов Югры;
- внедрение инновационных научно-образовательных продуктов в образовательные системы региона по вопросам сохранения здоровьесбережения, национальной самобытности, языка и культуры коренных народов Югры;
- организация профориентационной работы с обучающимися из числа коренных малочисленных народов Севера с учетом территориальных, культурных и языковых особенностей мест традиционного проживания;
- разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования для педагогических кадров системы образования, работающих с детьми и молодежью из числа коренных малочисленных народов Севера.
Каким хотите видеть Институт профессионального образования коренных народов Югры через 10 лет?
– Институт мы рассматриваем как ресурсный центр, к основным ценностям которого относятся открытость научного, методического, образовательного пространства; инициативность, инновационность, профессионализм, партнерство и готовность к взаимодействию для достижения целей. Малочисленные коренные народы в условиях современной цивилизации являются особенно уязвимыми – и в смысле биологического выживания, и (еще более) как особые этнокультурные общности. Сохранение коренных народов является одной из сложнейших задач, осознаваемых в настоящее время всем мировым сообществом. Для решения такой непростой, но актуальной задачи важно принять действительно комплексный подход, при реализации которого, следует отметить, образовательная сфера играет немаловажную роль. Наш университет имеет серьезный научный потенциал и развитую инфраструктуру для дальнейшей работы в данном направлении.
Беседовала: Дарья Вейраух
Подписывайся на наш Telegram-канал!