22
июля
2021
год
Студенты СурГУ прошли полевую, учебно-ознакомительную и производственную практики
Будущие экологи, химики, биологи прошли летнюю полевую, учебно-ознакомительную и производственную практики под руководством опытных наставников – преподавателей и сотрудников Института естественных и технических наук. О том, как это было, читайте в нашем обзорном материале.
Студенты-химики усердно трудились в лабораториях Центра химического инжиниринга (ЦХИ) СурГУ, Центре коллективного пользования, а также на градообразующих предприятиях. По словам куратора, инженера ЦХИ Альбины Хагай, одна из задач учебно-ознакомительной и производственной практики – научиться работать с оборудованием и проводить исследования, направленные на оптимизацию реологических и фильтрационных свойств буровых растворов.
– Исследования в области разработки новых реагентов для улучшения реологических и фильтрационных свойств буровых растворов на водной основе, которые преимущественно используют в качестве систем с наименьшими экологическими ограничениями при бурении, как никогда актуальны. Высокие пластовые температуры, давление, сложнопостроенные геологические структуры нетрадиционных коллекторов баженовской свиты, технологические особенности горизонтального бурения, требования промышленной безопасности и переход к «зеленым технологиям» – это те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются нефтяные компании Западной Сибири. Добавление же наночастиц в буровой раствор, согласно проведенным исследованиям, будет способствовать снижению фильтрационных потерь, улучшению реологических свойств, а также стабилизации раствора при высоких температурах. Частицы слоистых двойных гидроксидов присоединяются как ко внешней, так и внутренней поверхности бентонита, образуя при этом трехмерную структуру. Кстати, образование подобной структуры ведет к повышению вязкости раствора и стабильности суспензии. Задачей наших практикантов было установить влияние наночастиц диоксида титана и слоистых двойных магний алюминиевых гидроксидов на реологические и фильтрационные свойства бентонитового бурового раствора. Данные исследования студенты проводили на ротационном вискозиметре с предустановленной программой API-тестов и фильтр-прессе, который работает по методике, соответствующей международным (ISO) и отечественным стандартам. Успешно справившись с заданиями, студенты также научились самостоятельно готовить буровой раствор на основе бентонита и синтезировать слоистые двойные гидроксиды, – рассказывает куратор практики Альбина Хагай.
В этом году учебным планом направления «Биология» предусмотрено прохождение студентами полевой практики в окрестностях Сургута по ботанике и зоологии беспозвоночных, систематике высших растений и зоологии позвоночных, а также специализированной – на базе лабораторий кафедры биологии и биотехнологии. Так, юным исследователям (1-й и 2-й курс) предстоял сбор, камеральная обработка растений и животных, анализ экологии сообществ земноводных, пресмыкающихся, птиц и мелких млекопитающих, обитающих на территории Югры, выявление редких видов, занесенных в Красную книгу автономного округа, и разработка мер по охране растительных сообществ.
– В свою очередь, третьекурсникам предстояла работа на гидропонных установках вертикального типа с системой периодического подтопления. Студенты осваивали методы выращивания растений с использованием специальных питательных растворов на гидропонных установках и методологию клонального микроразмножения ягодных и лекарственных культур в условиях in vitro с целью получения растительного сырья и извлечения биологически активных веществ. С поставленными задачами практиканты справились отлично, а благодаря полученному опыту овладели современными методами, технологиями научно-исследовательской и проектной деятельности в области клеточной и тканевой биотехнологии, агротехническими методами выращивания и ухода за пищевыми и лекарственными растениями, навыками приготовления маточных растворов и питательных сред для клеточных и тканевых культур. Способны студенты качественно провести визуальную диагностику состояния культурных растений для оперативного выявления повреждений, болезней и дефицита элементов минерального питания, – отмечает заведующий кафедрой биологии и биотехнологии Кирилл Берников.
Тем временем студенты-экологи в спартанских условиях на берегу Оби осваивали приемы геодезических измерений, выполняя работы по нивелировке местности, строили геоботанические профили, описывали почвенные горизонты и надпочвенную флору, собирали гербарий, вели учет птиц, мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных. Все это необходимо для понимания того, как должны выглядеть естественные биоценозы.
– Эколог, в промышленном понимании, это специалист, который занимается надзорной деятельностью либо трудится на промышленных предприятиях, где следит за выполнением госнормативов. Он способен оценить степень антропогенной нарушенности территории, например, при прокладке дорожного полотна, нефтяном разливе, запрещенной вырубке деревьев, предложив ряд мер по экологическому восстановлению земель и оценив при этом экономические аспекты природовосстановления. Именно это и осваивают студенты в рамках полевой практики, – говорит лаборант Центра коллективного пользования Дарья Богданова.
В Югре на верховом болоте можно встретить карликовую березу, росянку круглолистную, на низинном – сабельник болотный и калужницу. Первокурсникам важно на данном этапе образования научиться определять типы растений, а для более глубокого изучения – собрать гербарную коллекцию. В зоологическом же блоке ребятам необходимо было провести учет птиц, мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, в том числе произвести их замеры. По словам руководителя, полевая практика – дело не пяти минут. Порой молодые исследователи вставали в три часа утра, чтобы по звуку пернатых определить их видовую принадлежность.
А вот у второго курса практика была чуть посложнее. Они осваивали методы геоботанического описания местности и закладки почвенных разрезов. Иными словами, определяли соотношение всех растений в биоценозе, давали количественную оценку, выявляли доминанты по растительным ярусам. Важно было познать и растения-индикаторы тех или иных условий произрастания и научиться пользоваться таксационным оборудованием для оценки состояния лесных ресурсов. В своем полевом дневнике они делали словесный и табличный портрет биоценоза: «Параллельно студенты составляли почвенно-геоботанический профиль, где видны возвышения и понижения, растительные сообщества, почвенные разности. Если объединить геодезический профиль и геоботанические описания, то можно проследить закономерности смены биоценозов в зависимости от изменения формы рельефа. После необходимо было сделать почвенные разрезы – выкопать яму шириной метр-полтора и глубиной до слоя, который называют материнской породой, чтобы понять, насколько плодородна почва, какие здесь происходили почвообразовательные процессы и насколько глубоко проникает сюда жизнь. Еще один немаловажный навык для будущего эколога – научиться отбирать почвенные пробы».
Даже несмотря на превратности погоды, когда жаркие дни сменял проливной дождь и шквалистый ветер, студентам все-таки удалось пройти полевое крещение.
#ГодНауки #СНаукойвСердце #МинобрнаукиРоссии #РоссияСтранаВозможностей #Наука #ГоднаукииТехнологий
#НиДняБезНауки #НовостиГодаНауки #НовостиНауки
Автор: Эльвира Галиханова